музеи | новости музеев |

Возрождение залов Павловского Дворца

18:30:06, 15 августа 2007

Возрождение залов Павловского Дворца
Государственный музей-заповедник «Павловск» представляет выставку, посвященную пятидесятилетию со дня открытия первых музейных залов, востановленных после разрушений

ВОЗРОЖДЕНИЕ
ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ПЕРВЫХ
ВОЗРОЖДЕННЫХ ПОСЛЕ ВОЙНЫ
ЗАЛОВ ПАВЛОВСКОГО ДВОРЦА

Автор: Л.В. Коваль

Государственный музей-заповедник «Павловск» представляет выставку, посвященную пятидесятилетию со дня открытия первых музейных залов, востановленных после разрушений Великой Отечественной войны. Выставка посвящена реставраторам, благодаря которым мы можем сегодня видеть Павловский дворец во всем его великолепии. Здесь представлены все виды реставрационых работ – восстановление изделий из дерева и бронзы, стекла и фарфора, тканей и вышивок, живописи.
Главной целью автора выставки – главного специалиста по научной работе Л.В. Коваль, было показать историю воссоздания коллекций музея за последние пятьдесят лет – с 1957 по 2007 годы, представив коллекцию дворца через имена мастеров-реставраторов.

В первые полевоенные годы в государственном музее-заповеднике «Павловск» под руководством директора музея А.И. Зеленовой и старшего научного сотрудника Н.И. Громовой была разработана новая научная методика реставрации, которая сегодня широко применяется в нашей стране и за рубежом. Павловск стал настоящей школой отечественной реставрации.
Выставка размещена в помещении Библиотеки Росси, зале полностью разрушенном и потерявшем свое убранство во время войны. На акварели художника-реставратора А.В. Трескина представлена реконструкция зала. Сегодня восстановлен зал и часть мебельного гарнитура. Один из шкафов воссоздан в мастерских ООО «Музейные технологии» (директор Н.В. Камышев) при материальной поддержке компании «FIREPOWER GROUP» (Австралия). В витринах (Объединение «Росреставрация») представлены произведения графического искусства кон. XVIII– нач. XIX века из исторической коллекции Павловска, отреставрированные АОЗТ «Филигрань»: работы Кваренги, Лалонда, Ческого, Воронихина.
 
На фоне фотографий разрушенных во время войны залов двоца представлены восстановленые предметы дворцовой мебели из Греческого и Итальянского залов, зала Мира (Объединение «Росреставрация»; реставраторы тканей И.П. Васильева и Е.Н. Рапай).
Один из центральных экспонатов выставки – диван Греческого зала. Сегодня сохрнился лишь один из четырех диванов гарнитура, остальные погибли при пожаре 1944 года. После освобождения Павловска спинка одного из диванов была найдена на пожарище и хранилась в фонде. Для представления всей сложности работы по восстановлению (ООО «Ресстрой», резчик-реставратор В.Н. Овчинников; реставратор-позолотчик Т.М. Телюкова) на диване был оставлен фрагмент старой резьбы с утратой позолоты.
Комплекс работ по реставрации тронного кресла императрицы Марии Федоровны и воссозданию подножной скамейки был выполнен реставрационной фирмой ООО «Дедал» (руководитель Л.В. Фищенко), резьба была выполнена реставраторами А.П. Клименко и М.И. Назаровым, позолотные работы – Т.М. Телюковой.
По обе стороны от трона помещены бюсты римских императоров Нерона и Лисия итальянской работы XVIII века с античных оригиналов. С конца XVIII века они входили в убранство парка – Аллею императоров около павильона Вольер. В 1992 году мастера по камню ООО «КАТЭ» воссоздали новые оплечья из брекчиевидного мрамора и ножки под бюсты из серого мрамора.
В 1996 году для Розового павильона в Павловском парке, восстановленном объединением «Царскосельский реставратор» и ООО «Дедал», были воссозданы предметы мебельного убранства. На выстаке представлены угловой шкаф и жардиньерка из карельской березы (реставратор Л.И. Богданов, реставратор вышивки Е.Н. Рапай).
Одной из последних работ, выполненных для музея объединением «Дедал», была реставрация каминного экрана для убранства Будуара (реставраторы А.П. Клименко, А.В. Хухтонен, Р.А. Сафронова, С.В. Алтаров).
Треножник из цветного стекла и бронзы с хрустальной чашей, выполненный в начале XIX века по проекту Воронихина, является одним из шедевров коллекций Павловского дворца. Сегодня мы можем увидеть его благодаря работе художника по стеклу Н.Б. Южакова и реставратора Д.А. Розенталь.
Долгие годы реставрацией предметов фарфора занималась реставратор музея В.И. Солдатова. На выставке представлена только малая часть ее работ. Например, три предмета восточного фарфора XVIII века: китайская чаша с полихромной росписью и ваза-самовар с крышкой, а также японская ваза.
Эстафета мастерства была подхвачена ее дочерью – Е.А. Платоновой. На выставке мы видим настольное украшение, изготовленное в первой трети XIX века на Императорском фарфоровом заводе, две парные чернильницы русской работы XIX века в виде амуров с раковиной на голове.
Почти во всех залах дворца мы можем видет разнообразные часы. Первым послевоенным реставратором часов был С.И. Костин. Сегодня реставрацией часов и изделий из бронзы занимается В.П. Ангелов. На выставке можно увидеть изящные часы в виде башенки, входивших когда-то в убранство Библиотеки Росси и восстановленные сегодня В.П. Ангеловым.
Значительное место на выставке отведено реставрации живописи и графики. Здесь бывают и тайны и открытия.
 В 1992 году картина «Мадонна с младенцем, со святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем» была отправлена на реставрацию в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в мастерскую профессора М.М. Девятова, реставрация была поручена в Э. Щапову. При проведении рентгенографического анализа были обнаружены головы святых Анны и Иосифа. При последующем исследовании картина, приписываемая Гвидо Рени, была заново атрибутирована, как принадлежащая кисти итальянского мастера XVI века Д. Сичиоланте да Сермонета.
Интересное открытие ждало реставраторов картины нидерландской школы живописи кон. XVI – нач. XVII века «Пейзаж с бегущими Лотом и его дочерьми». Ее реставрацией занималась в той же мастерской Е. Лещинская. В результате расчистки и удаления поздних записей XVIII века, кроме группы фигур с Лотом, обнаружен нижний, авторский слой – фрагмент архитектурного пейзажа.
Большую работу по реставрации произведений живописи проводит реставратор музея В.П. Лосев. На выставке представлены три его работы по реставрации живописи XVIII века: «Вид Венеции» из исторического убранства Биллиардной и два портрета – «Портрет великого князя Александра Павловича» неизвестного русского художника и «Портрет П.Х. Обольянинова», припысываемый В.Л. Боровиковскому.
Пять лет назад в музее была оборудована мастерская по реставрации графики. За это время реставратором Т.Б. Стрельченко была проделана большая работа по консервации и реставрации чертежей, рисунков, акварелей и гравюр из фондов музея. На выставке также предсатвлены работы ее сына - С. В. Стрельченко, специализирующегося на реставрации книг. На выставке представлены две его работы.
Украшением выставки являются предметы одежды и аксессуары. Наиболее интересные экземпляры после реставрации вошли в состав новой музейной экспозиции «Музей костюма». На выставке представлены два французских шелковых платья эпохи модерна (реставраторы И.П. Васильева, З.А. Богомолова, Г.А. Мартынова и Н.Н. Мозжарова).
Юбилейная выставка «Возрождение» не только подводит определенные итоги работы музея, но и определяет дальнейшие направления его деятельности.

Гл. специалист по научной и
просветительской работе,
кандидат искусствоведения  
Коваль Л.В.



Все новости музеев   Возрождение залов Павловского Дворца

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100