музеи | новости музеев |

Музей костюма

18:41:54, 15 августа 2007

Музей костюма
«Обыкновенно непостоянная мода остается верна в своем стремлении ко всему старинному, и таким образом все время воскресают такие вещи, которые нам напоминают давно

Автор выставки: Н.М. Вершинина

«Обыкновенно непостоянная мода остается верна в своем стремлении ко всему старинному, и таким образом все время воскресают такие вещи, которые нам напоминают давно прошедшие времена, и тогда мы с удивлением узнаем, что эти вещи вовсе не так непрактичны и некрасивы, как принято думать о старинных модах», – писал обозреватель еженедельного журнала «Вестник моды» в октябре 1907 года. В этом суждении определена одна из причин, по которой и наших современников так притягивают экспозиции старинных костюмов.
Среди разнообразных предметов, хранящихся в музейных коллекциях, костюм выполняет особую роль, осуществляя связь между миром искусства и человеком, таким, каким он был в своей повседневной жизни. Разная по назначению одежда характеризует всевозможные виды деятельности. Так, расшитые золотом придворные платья и роскошные бальные наряды – это свидетели блестящих приемов, устраивавшихся при императорском дворе. Визитные платья рисуют более деловой характер отношений, а прогулочные платья помогают воссоздать картину отдыха.
 Рассматривая костюм, принадлежавший какому-либо известному лицу, посетитель музея отчетливее представляет его внешность. Костюм человека, чье имя неизвестно, хранит информацию об особенностях своего времени. В первую очередь о моде и об эстетических вкусах, но так же и о развитии промышленности, транспорта, социальном состоянии общества, медицины и еще о многом другом.
Собрание костюмов государственного музея-заповедника «Павловск», отличается тем, что большинство из них имеют мемориальное значение. Среди них есть костюмы Петра III, Екатерины II, Павла I, его жены Марии Федоровны и их детей. Стиль одежды конца XIX – начала XX вв. представляют платья супруги Александра III императрицы Марии Федоровны и жены Николая II императрицы Александры Федоровны.
Костюмы, принадлежавшие членам русского императорского дома, были сшиты лучшими мастерами своего времени. Так, известно, что супруга Павла I на протяжении многих лет заказывала платья у модистки французской королевы Марии­Антуанетты Розы Бертен, а на платьях двух последних императриц сохранились марки знаменитых европейских и русских модельеров, таких как парижские «Worht» (Чарльз Ворт), «Nicaud» (Нико) и «Torin Blossier» (Торин Блоссье), венская «Coelh & Uzel» (Коль и Узель), лондонская «Mirette» (Миретт), петербургские «Мадам Ольга» (Ольга Бульбенкова), «Ивановы» и «A.Brisac» (Бризак).
При пошиве одежды для высокопоставленных заказчиц мастера отбирали добротные ткани, и для отделки использовали ручную вышивку, аппликацию, лучшие сорта западноевропейского и русского кружева. Эти платья представляют собой замечательные произведения декоративно­прикладного искусства.
Мемориальные костюмы составляют основу коллекции музея-заповедника «Павловск», но ими она не ограничивается, постоянно пополняясь достойными предметами, которые музей приобретает от частных лиц через Закупочную комиссию или получает их от граждан в дар. Среди новых поступлений есть пальто, жакеты, прогулочные и бальные накидки, вечерние, визитные и свадебные платья, нарядное белье, различные дополнения костюма. Все эти вещи расширили границы коллекции, сделав ее более разнообразной.
Костюмы расположены на выставке в порядке хронологии, последовательно раскрывая изменения моды. Рядом размещены портреты тех людей, которым они принадлежали.  
Помимо костюмов и портретов на выставке представлены аксессуары: веера, перчатки, зонты, сумочки, шляпы и обувь. Экспонированы так же некоторые характерные образы других видов декоративно­прикладного искусства, среди них предметы мебели, художественной бронзы, изделия из фарфора и стекла. Специально для оформления выставочных залов были изготовлены на основе проектов и иконографии XIX начала ХХ веков занавеси и драпировки на окна. В том числе, были использованы уникальные зарисовки оконных драпировок Павловского дворца, выполненные летом 1941 года сотрудницей музея В.Баженовой. Эти дополнения позволяют обозначить место костюма в общей картине развития художественных стилей.



Все новости музеев   Музей костюма

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100