музеи | новости музеев |

Михаил Козловский

12:53:39, 01 октября 2007

Михаил Козловский

27 сентября в Михайловском дворце Русского музея открывается выставка «Михаил Козловский». На экспозиции представлено 19 скульптур и 36 произведений графики выдающегося мастера рубежа XVIII - XIX веков из собраний Русского музея.

   Эпоху классицизма, с которой неразрывно связано творчество Михаила Ивановича Козловского, называют «золотым веком русской скульптуры». Ф.Г. Гордеев, И.П. Мартос, Ф.И. Шубин, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев  составили плеяду выдающихся мастеров, работавших в области монументальной и станковой пластики. Козловский  был одним из этих талантливых выпускников Императорской Академии художеств, ставших в конце XVIII века профессорами скульптурного класса. Художественное дарование Козловского, вдохновенное и многогранное, пользовалось особенным признанием современников, которые сравнивали его с Микеланджело. «Ревнитель Фидию, российский Бонарот» прославился памятником полководцу А.В. Суворову, поставленным в 1801 году на Марсовом поле. Большой каскад в Петергофе в 1802 году он украсил фонтанной композицией «Самсон, раздирающий пасть льва». В императорской коллекции и в частных собраниях появлялись мраморные статуи и терракотовые эскизы, работы мастера.
   Большинство произведений Козловского в настоящее время принадлежит Русскому музею. На парадной лестнице Михайловского дворца традиционно экспонируются статуи, созданные в 1790-е годы и вошедшие в историю русского искусства, - «Бдение Александра Македонского», «Екатерина II в образе Фемиды», «Амур», «Гименей». В двух залах выставки представлены не менее известные работы скульптора. Разные по характеру, по своему идейному содержанию и пластическому решению, они показывают широкий диапазон творческих устремлений и возможностей Козловского: героизированный пафос служения отечеству отличает «Якова Долгорукова», драматический накал страстей - распятого «Поликрата», не менее выразительны идиллические мотивы, воплощенные в «Аполлоне» и «Психее».
   «Эскизы из глины почитаются в художестве наравне с мрамором», - писал П.П. Свиньин, один из первых собирателей произведений русских художников. Терракоты Козловского представляют исключительную ценность и по праву считаются жемчужинами музейной коллекции. В них наиболее ярко проявились неповторимый темперамент и мастерство скульптора. Среди признанных шедевров - выполненные в обожженной глине группы на темы Троянской войны «Аякс, защищающий тело Патрокла» и «Смерть Астианакта». Особого внимания заслуживает принятая на выставку из музея-усадьбы «Приютино» мраморная фигура  греческого царя Филоктета, одного из героев «Илиады» Гомера, которая впервые экспонируется с правильным наименованием и в контексте творчества Козловского, рядом с его лучшими скульптурами и рисунками.
   «Он был славный рисовальщик», - заметил спустя четверть века после кончины Козловского конференц-секретарь Академии художеств В.И. Григорович. Сохранилось более 60 рисунков мастера, почти все они хранятся в Русском музее. На выставке показаны разные грани графического наследия Козловского. Здесь и рисунки натурщиков, выполненные в 1770-х годах в период пенсионерства в Риме, и многофигурные композиции, отражающие знакомство с искусством античности и Возрождения. Многие листы связаны со скульптурными замыслами Козловского: с барельефами Концертного зала в Царском Селе и Мраморного зала Мраморного дворца, с работой над статуями «Бдение Александра Македонского», «Екатерина II в образе Фемиды», с проектированием памятника А.В. Суворову. Среди произведений Козловского-рисовальщика композиции на литературные сюжеты «Убальдо и Карло уводят Ринальдо от Армиды» (из поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим») и «Гибель Ипполита» (из трагедии Расина «Федра»). Относящиеся к началу 1790-х годов, времени творческого расцвета художника, они не имеют аналогов в русском искусстве XVIII века по своему замыслу и технике (рисунки выполнены тушью и белилами на негрунтованных деревянных досках).
   Широкий кругозор, профессиональное мастерство и зрелость творческих решений сделали скульптуру и рисунок Козловского ярким и значимым явлением национальной художественной культуры.

Главный информационный партнер Русского музея – Издательский Дом Родионова
Генеральный информационный партнер Русского музея – радиостанция «Эхо Москвы в Петербурге»
Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России»



Все новости музеев   Михаил Козловский

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100