музеи | новости музеев |

Ленинградский фотоандеграунд

14:01:32, 28 ноября 2007

29 ноября в Строгановском дворце Русского музея открывается выставка  неофициальной фотографии 1960–1980-х годов «Ленинградский фотоандеграунд», организованная при поддержке куратора проекта «Авангард на Неве» Исаака Кушнира. Экспозиция включает 98 фотографий.В советское время фотография не считалась видом искусства, а рассматривалась как прикладной вид деятельности или самодеятельности. Художественные музеи игнорировали фото вплоть до начала 1990-х годов. Официальная фотография в эти годы находилась под тотальным идеологическим контролем - запрещалось снимать религиозные сюжеты («религиозная пропаганда»), обнаженную натуру («порнография») и социально острые сюжеты («идеологическая диверсия»). Цензура отметала символизм, эстетизм  и любые формалистические поиски и эксперименты в фотографии. Фотографам 1960 - 1980-х годов, которым не удавалось устроиться фотокором в газету или журнал, работали в фотолабораториях или на каких-либо предприятиях. Это, помимо зарплаты, давало им достаточно мощную техническую базу – аппаратура, фотоматериалы и т.п.  Как и художники, фотографы могли либо встать на путь конформизма - снимать в соответствии с идеологическими требованиями, либо уйти в подполье, отстаивая свое право на индивидуальную творческую свободу.
Начальное фотографическое образование желающие могли получить лишь в ПТУ, которое готовило работников бытового обслуживания населения. Совершенствование фотографического мастерства было возможно  либо у знакомого фотографа, либо в фотоклубе. Клубы самодеятельности внесли большой вклад в развитие советской фотографии. Они позволяли фотографам знакомиться друг с другом и объединиться в художественные группы, которые во время перестройки вышли на художественную сцену. Выставки фотоклубов проходили многочисленные идеологические фильтры с одной стороны, а с другой – носили явную печать самодеятельного творчества.
Большинство независимых фотографов были тесно связаны различными узами с культурой андеграунда. Созданию самого понятия - ленинградский фотоандеграунд во многом способствовал поэт Константин Кузьминский. Познакомившись с некоторыми талантливыми фотографами, он активно вовлекал их в жизнь и события неофициальной культуры. По просьбе Кузьминского фотографы снимали хронику событий ленинградского андеграунда – поэтические чтения, нелегальные выставки, портреты «героев» независимой культуры, тем самым становясь активными участниками художественного процесса.
В 1973 году Кузьминский организовал поэтические чтения и выставку на факультете психологии Ленинградского университета. Здесь впервые художники (А. Белкин, О. Лягачев, А. Путилин, И. Росс) и фотографы (Г. Приходько, Б. Кудряков, Б. Смелов) выставились в едином выставочном пространстве на равных.
Первая выставка независимой фотографии «Под парашютом» открылась в Ленинграде 26 октябре 1974 года в квартире  Кузьминского. В комнате, где проходила выставка, потолок был задрапирован парашютом – отсюда название выставки. Участниками экспозиции стали 13 фотографов. Было развешено 189 фотографий различного формата,  представлены все жанры и направления -  портреты писателей и поэтов самиздата и тамиздата; зловещие пейзажи Ленинграда; изображения мастерских и портреты самих художников, которые через месяц выставятся в ДК им. И.И. Газа.
Знаменитые газо-невские выставки, которые способствовали популяризации живописцев, графиков и скульпторов неофициальной культуры, никак не повлияли на статус фотографов. Они по-прежнему могли выставляться публично только в рамках клубной самодеятельности, либо подпольно – на частных квартирах.
В 1977 году В. Самарин открыл собственный салон-студию на Васильевском острове, где устраивал выставки художников и фотографов. В 1978 году он был постоянным участником выставок в знаменитой бывшей церкви «Кирилла и Мефодия», организованных Т. Новиковым. Сергей Фалин свою выставку экспериментальной фотографии провел в Театральном институте, на которой авангардную экспозицию разработал художник Энвер Бакеев.
Отдельная глава истории фотографии связана с ленинградской рок-музыкой. С 1981 года, когда открылся Ленинградский рок-клуб, в нем стали  проводиться концерты, фестивали  и выставки фотографий, связанных с рок- культурой. Самыми известными фотографами, которые сотрудничали с рок-клубом, были Андрей Усов, Дмитрий Конрадт,  Валерий Потапов и Валентин Барановский. Они снимали концерты и фестивали рок-клуба.
Идеологическая цензура даже в начале перестройки продолжала воздействовать на фотоискусство. Выставка одного из самых известных фотоклубов города «Зеркало»  была запрещена в 1986 году за одно название – «Круговорот жизни». Первые свободные (без цензуры) выставки фотографии начали проводиться лишь с 1987 года, после того как группа «ТАК» открыла первую свою выставку «Три степени свободы» в Культурном молодежном центре Октябрьского района.
Наиболее активно  ленинградский фотоандеграунд работал в 1970-е - начале 1980-х годов. Перестройку же фотохудожники встретили творчески обескровленными.
 В последние годы фотография стала активным участником современного художественного процесса и  теперь примерно половина выставок в галереях и музеях экспонируют фотографию. Новое поколение фотографов добилось признания этого вида искусства, но только во второй половине 1990-х годов творчество фотографов ленинградского андеграунда было представлено широкой публике и заняло достойное место в истории отечественной фотографии.
На выставке представлены фотографии 1960 – 1980-х годов четырнадцати фотографов ленинградского андеграунда. Это:  Гран-Борис Кудряков (1946 - 2005), Геннадий Приходько (1938), Леонид Богданов (1949 – 2003),  Борис Смелов (1951 – 1998), Ольга Корсунова, Владимир Окулов (1938), Слава Михайлов (1940 – 2002), Валентин Тиль Мария Самарин (1928), Николай Матренин (1950), Сергей Фалин  (1955), Анатолий Шишков (1951), Сергей Подгорков (1953), Лев Звягин (1939 – 2000), Евгений Антоненко (1959).

 

Главный информационный партнер Русского музея – Издательский Дом Родионова

Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России».

Генеральный информационный партнер Русского музея – радиостанция «Эхо   Москвы в Петербурге».



Все новости музеев   Ленинградский фотоандеграунд

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100