музеи | новости музеев |

Сибирский миф. Голоса территорий

17:49:10, 10 сентября 2008

Представленная в залах Государственного Русского музея выставка «Сибирский миф. Голоса территорий» демонстрирует произведения мастеров различных регионов Сибири: Омска, Барнаула, Горно-Алтайска, Иркутска, Кемерова, Красноярска, Новосибирска, Тюмени, Улан-Удэ, Ханты-Мансийска, созданные в XX–XXI веках.

В составе экспозиции 216 работ, в том числе 36 фотографий из Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Тюменского музея изобразительных искусств, а так же из коллекций А. Иващенко (Иркутск) и О. Усачева (Омск), из мастерских авторов.

Экспозиция призвана показать разнообразие тем и стилистических приемов, многовекторность развития сибирского искусства, часто называемого самобытным и сочетающего методы европейской художественной школы и приемы искусства коренных народов.ого ии. В создании художественных образов  немаловажную роль играет «питающий ландшафт» или «гений места», объединяющий особенности природы, предметного мира, людей, их духовного и социального состояния, истории конкретной местности, что, в конечном итоге, выявляет уникальность искусства определенного региона.

Значительный раздел выставки составляют произведения художников 1960-х -1970-х гг.,  в которых авторы гармонизируют и мифологизируют образ Сибири с ее необъятными просторами, красотой и мощью и дающие представление о людях, населяющих суровый край. В состав экспозиции включены работы знаковых мастеров Сибири: Г. Штабнова (Омск), Н. Третьякова (Омск), Н. Грицюка (Новосибирск), А. Поздеева (Красноярск).

Говоря о традициях искусства коренных этносов в формировании художественного процесса региона, мы вспоминаем дискуссии первых десятилетий XX в.  Именно тогда была обозначена проблема сложения «сибирского стиля». Его поиски начались в Институте народов Севера имени А. Енукидзе, где обучались К. А. Панков, В.М. Уза, являвшиеся носителями традиционной культуры. Краеугольной категорией стиля северян стало пространство, движение-путь. Эти качества прослеживаются в работах авторов второй половины XX столетия: таких, как  Г. Райшева.

Активный процесс осмысления мастерами историко-культурного наследия начался в 1960-е гг. и связан с именами, прежде всего, Н. Третьякова (Омск) и В. Капелько (Красноярск). Познать и почувствовать традиции, рожденные в иные эпохи, возможно лишь через их мифологическое толкование, которое, по сути, означает возникновение нового мифа о мифе. Отправной точкой для самопознания и саморазвития художника становится все, что можно назвать экзотикой - орнаментированный бытовой предмет, обрядовые игры или древнее захоронение и собственно миф. При этом не важно, будет ли это античная, древнеегипетская мифология, библейский сюжет или мастер обратится к эпосу / сказаниям / преданиям сибирского этноса, прямое его прочтение или «цитирование» образа, столь свойственное для эстетики постмодернизма.



Все новости музеев   Сибирский миф. Голоса территорий

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100