музеи | новости музеев |

Выставка «Мстислав Добужинский. Старая Литва»

13:23:24, 16 февраля 2009

16 февраля в корпусе Бенуа открывается выставка «Мстислав Добужинский. Старая Литва». На экспозиции будет представлено более 50 графических и живописных работ из собраний Художественного музея Литвы, Национального художественного музея им. М. К. Чурлёниса и Русского музея.

Организатором выставки является также Генеральное консульство Литовской Республики в Санкт-Петербурге.
Выставка проходит при поддержке Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, самоуправления города Вильнюс, Государственного предприятия „Lietuvos paminklai“, Клуба выпускников питерских вузов в Литве „Klubas Sankt Peterburg“, Санкт-Петербургского литовского центра культуры, информации и просвещения и Русского культурного центра Литвы.

Творчество Мстислава Добужинского (1875–1957), известного графика и живописца, театрального художника, одного из членов объединения «Мир искусства», хорошо знакомо петербургскому зрителю, но лишь до 1924 года, до его возвращения на родину предков, в Литву,  и долгих эмигрантских странствий по Европе и Америке. Городские виды, созданные Добужинским в период его жизни в Литве в Санкт-Петербурге прежде никогда не экспонировались. 

Добужинский много работал в области книжной и журнальной графики: иллюстрировал сатирические журналы «Жупел», «Адская почта», рисовал для петербургских журналов «Мир искусства» и «Аполлон», а также для московского журнала «Золотое руно». Наиболее известными книжными работами художника стали иллюстрации к  произведениям А.М. Ремизова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, к сказкам Г.-Х. Андерсена, а также к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Как художник-декоратор Добужинский участвовал в постановках Старинного театра в Петербурге (1907), МХТ в Москве (1909-1917), Большого драматического театра в Петрограде. В области станковой графики и живописи художник отдавал предпочтение теме города. Многочисленные виды Петербурга – Петрограда, созданные Добужинским, принесли ему заслуженную славу «поэта города».

Нет ничего удивительного в том, что, навсегда  покинув Петроград, Добужинский сначала на несколько месяцев, а в 1929 году уже на долгий срок поселился в Литве – отсюда происходили его предки по отцовской линии. В Вильне (Вильнюсе) Добужинский закончил гимназию  и впоследствии, уже обосновавшись  в Петербурге, не раз приезжал в Литву, испытывая, по его собственным словам, родственное чувство, «романтизм к земле предков».

В период с 1925 до 1938 года художник оформил в Государственном театре Литвы более 40 оперных и драматических спектаклей, заложив основы литовской национальной сценографии.

Однако Добужинский не ограничивался театральным творчеством. Наряду с эскизами декораций и костюмов, в выставочных залах Европы и Америки многократно экспонировались и его городские пейзажи. Оказавшись в США в годы Второй мировой войны,  Добужинский демонстрировал  свои произведения на выставках, организованных в первую очередь для литовцев-эмигрантов. В связи с выставкой 1944 года в Уилкс-Барри (Пенсильвания), где уже с начала XIX в. проживало много литовских эмигрантов, он писал: «Я счастлив, что у меня есть возможность показать хотя бы часть своих впечатлений из нашей красивой Литвы. У меня была возможность познакомиться с Литвой, когда я там жил, во время своих поездок я зарисовал множество черт старинной литовской архитектуры. Хочется верить, что мои картины помогут зрителям понять красоту старой культуры и своеобразие маленьких городов и деревень Литвы».

В выставленной в Санкт-Петербурге коллекции работ М. Добужинского преобладают виды Жемайтии, созданные в 1933–1934 годах.
Ценность этого обширного цикла пейзажей, заключается не только в исторической и топографической точности, но, прежде всего, в удивительной способности Добужинского передать красоту и поэзию «старины». По воспоминаниям литовского художника Стасиса Ушинскаса, сотрудничавшего с Добужинским, его «волновала не урбанистика, а внутренняя жизнь города, которую он видел в самых обыкновенных вещах – в стене, крыше или окне, имеющих, по его словам, свое прошлое, свои «переживания»»

В 1973 году рисунки Добужинского с литовской тематикой недолго экспонировались в Бруклине (Нью-Йорк). С тех пор за ними, уже как за циклом, закрепилось название «Старая Литва». В 1975 году, по случаю столетнего юбилея художника, 55 произведений из цикла «Старая Литва» были представлены на выставке в литовской галерее М.К.Чюрлёниса в Чикаго (Иллинойс).

Основу нынешней выставки составляют виды Литвы, приобретенные в 1983 году  Литовским фондом (США) у сына художника, Всеволода, хранившиеся в Литовском художественном институте в Чикаго, затем в Литовском художественном музее (Лемонт), а в 2006 году подаренные Литве. Выставка произведений М. Добужинского «Старая Литва» состоялась  в Литовском художественном музее в столице Литвы в 2007 году и была посвящена 50-летию Римского договора.

Зарисовки старой Литвы и классические виды Вильнюса М. Добужинского, любезно предоставленные Национальным художественным музеем им. М. К. Чюрлёниса для выставки в Русском музее – это еще одна возможность напомнить Санкт-Петербургу, городу, тесно связанному с литовской культурой, что в 2009 году Литва празднует тысячелетие, а Вильнюс является одной из двух культурных столиц Европы.

После выставки в Санкт-Петербурге произведения Мстислава Добужинского будут храниться и экспонироваться в национальной художественной галерее, открытие которой в Вильнюсе запланировано  на 19 июня 2009 года.



Все новости музеев   Выставка «Мстислав Добужинский. Старая Литва»

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100