музеи | новости музеев |

Выставка известного русского художника Андрея Рябушкина

16:10:10, 15 июля 2009

16 июля  в  корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка известного русского художника Андрея Рябушкина. Экспозиция включает 110  произведений живописи и графики из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Всероссийского музея А.С.Пушкина, Псковского художественного музея, частных коллекций.
 
Андрей Петрович Рябушкин родился 17 (29) октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии, в крестьянской семье. Его отец был известен как иконописец, иконописью занимался и старший брат. Обладавший музыкальными  способностями мальчик начал петь в церковном хоре, а склонности к рисованию позволили ему попробовать себя в иконописи. Его первыми учителями были отец и сельский художник Андрей Преображенский (1865–1919).
В четырнадцать лет Рябушкин остался сиротой. Преображенский помог юноше уехать в Москву, где осенью 1875 года он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе с Абрамом Архиповым, Сергеем Коровиным, Михаилом Нестеровым, Николаем Касаткиным он стал учеником Василия Перова. „Талантливый, тихий-тихий Андрей Петрович Рябушкин“ стал одним из любимых учеников Перова.

После смерти Перова Андрей Рябушкин уехал в Петербург и поступил в 1882 году в Академию художеств. Его учителями были Петр Шамшин, Карл Вениг, Богдан Виллевальде, Павел Чистяков.
В начале 1880-х годов в Академии сложился кружок студентов, организатором которого был Илья Тюменев. Его члены собирались по пятницам в квартире Тюменева и вместе рисовали. Позднее состав кружка стал камерным: вокруг Тюменева объединились, ставшие близкими друзьями, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Василий Павлов, Юлий Рейнберг. В августе 1886 года Тюменев приобрел имение Приволье недалеко от станции Любань в Новгородской губернии. Постепенно оно превратилось в центр искусства. Здесь устраивались музыкальные вечера и ставились спектакли, оформлял которые, как правило, Рябушкин. Из Приволья любители старины отправлялись в путешествия по северо-западу России.

В Приволье Рябушкин исполнил первую большую работу на древнерусскую тему — панно для столовой усадебного дома „Пир богатырей у ласкового князя Владимира“ (1888). Позднее, в 1890-х годах, Рябушкин вновь обратился к образам былинных богатырей, создав серию графических портретов для журнала „Всемирная иллюстрация“,  иллюстрации к былине о Василии Буслаеве для журнала „Шут“ и т.д.

Программной работой для конкурса на Большую золотую медаль стала картина "Голгофа. (Снятие с креста)" (1890). Работая над ней, художник решил переделать первоначальный эскиз, утвержденный Советом Академии, и за месяц до окончания срока написал новую композицию. В результате за нарушение правил конкурса его лишили Большой золотой медали.

В 1890 году, окончив Академию художеств, Рябушкин осуществляет свою мечту — отправляется в путешествие по старинным городам России. Его привлекали памятники древнерусской архитектуры. В музеях он изучал предметы старины: ткани, домашнюю утварь, костюмы, оружие. Художник был искренно увлечен чтением исторической литературы, летописей и народных сказаний. Путешествия Рябушкина по родной стране, серьезное увлечение русской историей, народным эпосом вызвали у него интерес к историческому жанру.

В 1891 году впервые на выставке передвижников Рябушкин выставил картину "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891), представленную на данной выставке. По воспоминаниям друзей, сюжет возник у художника по личным впечатлениям, после того, как он побывал на одной из крестьянских свадеб. Художник принимал участие в передвижных выставках 1890, 1892 и 1894 годов, но на этом его связь с передвижниками оборвалась. 

В начале 1890-х годов Рябушкин пишет исторические картины «Потешные Петра I в кружале» и «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», представленные на выставке. В это же время он исполнил немало заказных работ, в основном,  рисунки и акварели для различного рода изданий, эскизы композиций церковных росписей.
В 1895 году в Москве открылась первая выставка картин Общества художников исторической живописи, одним из учредителей которого  был Рябушкин.

С начала 1890-х годов Рябушкин жил в усадьбе Приволье, а в 1901 году переехал в  расположенную недалеко от Приволья, усадьбу Дидвино, принадлежавшую его близкому другу художнику В.В.Беляеву. По проекту Рябушкина для него была выстроена мастерская с небольшим жилым домом. Здесь почти безвыездно,  занимаясь  живописью и музыкой, жил художник.

В 1899 году Рябушкин окончил одно из самых известных своих полотен "Русские женщины XVII столетия в церкви". Художник проявил умение создать целостный цветовой ансамбль из красочных одежд женщин и ярких росписей интерьера. Картины Рябушкина "Русские женщины XVII столетия в церкви" и "Семья купца", «Московская улица 17 века в праздничный день»  были награждены почетными дипломами на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Эти произведения вошли в состав данной выставки.

В 1901-1903 годах художник принимает участие в выставках картин журнала «Мир искусства» и объединения «36 художников».

В последние годы жизни Рябушкин обращается к темам из современной крестьянской жизни. Одним из последних произведений художника стала картина «Чаепитие» (1903). Простота композиции, лаконичность выразительных средств, декоративность колористического решения открывают новую сторону в творчестве Рябушкина, связанную с мироощущением начинающегося ХХ века.

В последние годы Рябушкин тяжело болел (туберкулез легких). Врачи советовали ехать в Швейцарию, куда он в 1903 году и отправился. Но поездка оказалась безрезультатной. Вернувшись на родину, в Дидвино, художник, окруженный друзьями, умер в своей мастерской 27 апреля (9 мая) 1904 года.

Выставку дополняют произведения народного искусства. Представлены два праздничных костюма крестьянок северных губерний России начала XX века. Рябушкин, останавливаясь в деревнях, любовался такими нарядами и часто изображал девушек на праздниках и гуляниях. Костюмы  Русского музея были приобретены в экспедициях в 1970-х - 1990-х годах.
Другая пара – шелковые и парчевые костюмы, головные уборы с жемчугом I половины XIX века - стали музейными экспонатами еще в конце 1880-х годов. Они экспонировались в залах музеев Общества поощрения художеств и Технического рисования им. барона А.Л.Штиглица и, конечно, способствовали формированию представления о традиционном русском костюме.
На выставке показаны праздничные костюмы жительниц Нижегородской губернии. Такие костюмы носили богатые крестьянки и купчихи. П.И.Мельников (Андрей Печерский) подробно описал  их в романе «В лесах»: «шелковый пунцовый сарафан с серебряными золочеными пуговками», «парчовый холодник» (шугай). Мир образов этой книги был хорошо знаком А.Рябушкину, который дружил с сыном писателя - художником. Они вместе жили, обучаясь в Академии художеств.   



Все новости музеев   Выставка известного русского художника Андрея Рябушкина

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100