музеи | новости музеев |

Выставка Зорикто Доржиева «Степная история»

16:23:04, 19 августа 2009

20 августа в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка Зорикто Доржиева «Степная история».  Будет представлено более  50 живописных, графических и скульптурных  работ молодого художника. Экспозиция в Санкт-Петербурге продолжает путешествие  выставки Доржиева по миру: Нью-Йорк, Майами, Лос-Анджелес, Москва.  Устроителем  этого турне является  Галерея «Ханхалаев», в сотрудничестве с которой музей и представляет творчество Зорикто Доржиева в Петербурге.

Вернисаж сопровождает выступление ансамбля «Бадма-Ханда», исполняющего аутентичную бурятскую музыку, а также дефиле  моделей в национальных костюмах, эскизы для которых разработал  сам художник. По сути, это холсты Доржиева в трехмерном измерении. В авторской коллекции Доржиева семь костюмов, каждый соответствует определенному дню недели и созданы они по мотивам серии «Наложницы».
      
Коллекция картин «Степная история» создавалась на протяжении двух лет, с 2005 года по начало 2007, после чего она была выставлена в Страсбурге. Право на проведение выставки во дворце Совета Европы в Страсбурге Зорикто Доржиев выиграл в конкурсе, где участвовало 50 художников со всего мира.

Зорикто Доржиев вырос в семье художников. Корни семьи уходят в мир простого бурятского народа: пастухов, лучников, дарханов (кузнецов), поэтому связи творчества Доржиева с древними народными сказаниями, мифами, легендами вполне органичны. Разумеется, этот материал увиден глазами человека ХХI столетия. Взгляд его на древние бурятские, монгольские предания и уклад жизни, слегка ироничен. Да и свои сюжеты он не черпает из конкретных былин, а скорее придумывает их сам, просто соотнося их - с уже существующими. И азиатский миф рассказывается европейским художественным языком.

Его тема, это - тема Великой Степи, к которой не единожды  обращались и литература, и кинематограф и почти никогда – русское живописное искусство. Зорикто сумел отказаться  от узко национального видения, уйти от чистого этнографизма, увидев в Великой Степи некое обобщение, а в населяющем ее народе – общий для всех образ Кочевника. Человек, образованный академически, он ищет и находит для такого необычного содержания  более чем современную форму. Это - свой путь,  со своей, ни на кого не похожей, линией рисунка, фактурой,  необычным цветовым решением, метафоричностью образов, за которыми проступают особенности буддийского восприятия жизни. Кочевники, воины, богатыри, восточные женщины – любимые сюжеты Доржиева. В основном художник пишет маслом, но использует также смешанную технику, добавляя золотую фольгу и акриловые краски.

Зорикто Доржиев родился в 1976 году в г.Улан-Удэ, в семье художников Риммы и Бальжинима Доржиевых, его отец заслуженный художник Российской Федерации. Там же окончил республиканское художественное училище культуры и искусств,  затем  Красноярский государственный художественный институт, стажировался в творческих мастерских Российской Академии художеств (Отделение Сибири, Урала, Дальнего Востока) у профессора А.Левитина. Доржиев сумел вынести из строгого академического образования  самое главное: дисциплину формообразования, которая, как оказалось, не противоречит концептуальности.
   
В живописных и графических вещах  (серия «Наложницы», картины «Госпожа», «Маленький принц») художник  разрабатывает  индивидуальную версию ориентальной поэтики: изыскано вытянуты силуэты героев его картин, приглушены краски, а персонажи находятся в состоянии некоей сомнабулической погруженности.  Но стихия стилизационного претворения материала имеет в творчестве Доржиева и удерживающий все  знаменатель. И знаменатель этот – графизм. В рисунках и  живописи Доржиева чрезвычайно развито графическое начало. Многочисленны виртуозно выполненные реалии – одежда, оружие, украшения. Так же «сделаны» женские силуэты, с тактильной достоверностью переданы одеяния и украшения.

Однако, главным  и наиболее важным для Доржиева, как творца, все-таки является другое: он не столько реконструирует картину мира, сколько реально переживает ее, опираясь на собственный эмоциональный и житейский опыт. Его интересуют эмоциональные состояния: безудержный порыв, предельное физическое напряжение, интеллектуальное противостояние, состояние медитации. При этом художник явно ощущает себя не наблюдателем, а соучастником событий. Особенно ему удаются «буддийские» состояния медитации, погруженности в себя и в природу. Здесь-то и проявляются его корни, тот детский опыт «настоящего», без которого не могли бы состояться лучшие вещи Доржиева.

При этом художник говорит на своем, собственном, визуальном языке, который родился из переосмысления  - в образном плане -  специфики степной жизни, системы ее координат. И в первую очередь – пространственной организации повседневной жизни. В которой человек с одной стороны скован малым размером юрты, где он проводит бóльшую часть жизни, а с другой –  его окружает огромное пространство, ограниченное только горизонтом. Однако, поднявшись в седло, человек возносится и над  горизонтом, приближаясь – к небу. Эти эффекты приближения-удаления, хорошо изученные художником, придают его работам особую органику и образную содержательность.

К сильным сторонам живописи Доржиева, несомненно, относится и его умение работать с фактурой. Он стремится найти  универсальную фактуру для своих персонажей и находит ее в виде некоей «мешковины». Впрочем, метафорика мешка, бурдюка присутствует и в работе над формой: Доржиев лепит ее, как мягкие, перетекающие друг в друга объемы.

Все вышеописанные приемы Доржиев использует не только в живописи, но и в графике, в  книжной иллюстрации (он работает как иллюстратор книг, знакомящих детей с бурятскими эпическими сказаниями и сказками), а также в кино ( в 2005 году Зорикто Доржиев участвовал в работе по созданию эскизов костюмов для фильма «Монгол.Молодые годы Чингисхана», режиссер С.Бодров).



Все новости музеев   Выставка Зорикто Доржиева «Степная история»

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100