музеи | новости музеев |

Выставка Эдуарда Шелганова «Русский немой»

11:06:37, 07 сентября 2009

Выставка Эдуарда Шелганова «Русский немой»

Центр Современного Искусства им. Сергея Курёхина, www.kuryokhin.ru
Средний пр. В.О., 93, 322 42 23
Открытие: 5 сентября, 18.00  Часы работы: с 16.00 до 21.00, 12 сент. – выходной, вход свободный

      Первые фильмы Эдуарда Шелганова сняты 20 лет назад. Момент их создания приходится на бурные 90-е, конец перестройки, развал Союза. Взойдя на колокольню сегодняшнего дня, различаешь романтизм этого времени, пульсирующий в этих произведениях.  
Развалины, рушащиеся здания, разрушающаяся империя, обнаженное тело, контрасты света и тени, внимание к характерным деталям архитектуры, фактурам, освещению, движению воды. Все это вроде бы плавно входит в направление «неоклассицизма», провозглашенное в то время Тимуром Новиковым. Но здесь античность иная -  скорее архаика, наполненная динамикой жизни и движения. Автор рассматривает современное  личностное сквозь призму античного миропонимания  и иносказание. Поэтому при размышлении о творчестве художника напрашивается сочетание «петербургский античный романтизм».
     Эти короткие фильмы сняты на 16 мм камеру. Формально это кино. Существовал термин «независимое» кино или «параллельное» кино, снимавшееся кинематографистами самостоятельно вне рамок официальных киностудий. Например, в 90-е в Питере было объединение «некрореалистов». В Америке фильмы, снятые на 8-16 мм камеру, принято считать киноавангардом, который возник как оппозиция мейнстриму Голливуда, и рассматривать эти фильмы как некую предтечу видеоарта. У нас первые доступные видеокамеры появились в 1984-85 годах и были страшно дороги. Поэтому развитие видеоарта задержалось как минимум на 20 лет. Однако, как мне кажется, в нашей стране та самая 16мм камера служила эквивалентом видеокамеры дешевой и доступной сегодня. Конечно, фильмы снятые на пленку сильно отличаются  по своей специфике и несут совершенно иное ощущение света, цветопередачи и композиции. Одно из кардинальных отличий кинокамеры от видеокамеры - отсутствие одномоментной записи звука. Поэтому звуковая дорожка (в данном случае музыка) накладывалась позже. Это создает параллель с первыми немыми фильмами 1900-1920х годов, которые показывались в кинотеатрах в сопровождении тапера. Таким же способом создавались и фильмы Шелганова с последующим наложением звукоряда (классической музыки), что создаёт параллель со старым немым кинематографом. Сегодня смотря ранние  фильмы Шелганова, я думаю вот оно -  то самое авангардное кино – предтеча видеоарта.
В наши дни наблюдается активный процесс смешения жанров. Это относится и к пересечению  кино и видеоарта. Можно сказать, что режиссеры Жан-Люк Годар, Питер Гринуэй, Ларс фон Триер, Вим Вендерс, Дэвид Линч творят  на этом перекрестке, задействуя  весь арсенал формальных и технических средств современного художника. Где та грань перехода современного кино в «видеоарт» и обратно?
Выставка откроет цикл, посвященный различным тенденциям развития видеоарта сегодня.

 куратор Виктория Илюшкина
На пяти экранах инсталлируются ранние фильмы «Русский немой» (1991), «Икар» (1991), «Работа без ошибок» (1992), «Крик под водой» (1992), «Групповой портрет одиночества» (1992), «Падение» (1993) и современные работы «Телемак» (2000), «Черта» (2007), «Фонари» (2007).

16 сентября 2009 в Центре Курёхина состоится дискуссия о видеоарте и кино (ведёт Эдуард Шелганов)
На большом экране будут показаны фильмы Э.Шелганова  «Первый холод» (1995), «Дорога для ангелов» (1996), «Пенелопа» (2000),  «Сумерки» (2002). Начало в 19.00, вход свободный

Использование видеоарта в кино – признак того, что  не хватает обычной человеческой последовательности. Ее не хватает с двух сторон, ее мало в жизни, воспроизведение ее недостаточно  на экране. Воспроизведение жизни уже не говорит нам о жизни. Эта ситуация схожа с ситуацией в живописи конца 19 века, когда живописи потребовался свой язык, а не язык жизнеподобия…
Видеоарт в кино малоантропоморфен. Он сообщает, что человек – не то, к чему мы привыкли, его рано воспринимать, как очевидное, основывать на нем свой язык, выводить знаковые системы. Видеорат использует язык вообще не как знак, а как возможность расширить видимое, вклиниться в него. Это Годар, Линч, Гринуэй. Видеарт в кино представлен широко, но в чистом виде редок. Почти любой фантасмагорический элемент, к которому прибегает автор, говорит нам о близости видеоарта. Так что дело не в технических  условиях, а в том, что хочет автор. Если он желает продлить изображение – он авангарден, если его сжать – он ближе к видеоарту. Правда, автор нередко желает и того, и другого, но эту уже его личная история.                                                                                 

 Эдуард Шелганов



Все новости музеев   Выставка Эдуарда Шелганова «Русский немой»

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100