музеи | новости музеев |

Мастерская Зураба Церетели

12:18:00, 16 сентября 2009

17 сентября в Михайловском замке на выставке «Мастерская Зураба Церетели» художник закончит портрет, начатый им в июле, в день открытия экспозиции. После окончания работы над портретом новая работа Зураба Церетели будет торжественно передана в дар Русскому музею.

Выставка была организована Государственным Русским музеем, Музеем Людвига в Русском музее и Российской Академией Художеств. В анфиладе залов были созданы интерьеры мастерской известного художника, что позволило зрителю оказаться в его «творческой лаборатории» и увидеть не только произведения разных лет, включая ранее не экспонировавшиеся, но и фотографии из собрания Церетели, а также его личные вещи.

Имя любого крупного художника неразрывно связано с тем, что принесло ему наивысшую известность. Зураба Церетели знают не только в нашей стране, но и далеко за её пределами благодаря целому ряду значительных памятников и монументальных скульптурных композиций. Но если архитектурно-скульптурное пространство Церетели открыто каждому, то есть другой мир, в котором протекает скрытая от посторонних глаз жизнь художника – мир мастерской.

Зритель увидел на выставке предметы, являющиеся неотъемлемой  частью мастерской художника: фрагменты интерьера, мебель, мольберты, этюдники, книги, ковры, что дало возможность ощутить витающий в ней творческий дух, приподнятую артистичную атмосферу. Выставка пользовалась огромным успехом у зрителей, как у тех, кто знаком с творчеством мастера, так и у тех, кто впервые познакомился с живописью Церетели.

Индивидуальный смысл отдельных произведений выявлен с большой пластической отчетливостью: «Обнаженная» (1985) или монументальные портреты-лица: «Важа» (1994), «Лев Колодный» (2005), «Мой друг Константин» (2006); иногда – зашифрован, как в изящной абстракции «Раскопки» (1986) или в элегантно-экспрессивной композиции «Парусники» (1990), часто - окутан пеленой поэтических метафор: «Эндро» (1986), «У Гернике лучшие аквани» (1984).

Особое значение в живописных композициях Церетели имеют цветы. Через них раскрывается его философия живописи, в которой торжествует цвет. Многим из своих «букетов» он дает женские имена: «Иоланта» и «Динара», «Цицико» и «Клавдия». Многие – связаны с памятью о друзьях, окрашены личными событиями и датами: «Памяти Талико» и «Памяти Анатолия», «Елена. 4 сентября» и «С днем рождения, Василий» (все - 2004–2007). В них нет места скучноватому, основанному на тоне, построению формы. Искусство Церетели опирается на традицию, восходящую к мозаикам Гератского монастыря и изысканным росписям в церкви св. Николая в Кинцвиси.

Краски Грузии живут в его душе от рождения, но очень рано он почувствовал притяжение передового европейского искусства и русского авангарда. Не скрывая любви к Анри Матиссу и Марку Шагалу, Казимиру Малевичу и Пабло Пикассо, Церетели свободно чувствует себя как в классическом измерении, так и в причудливой постмодернистской эстетике, а мощный цветовой инстинкт ведет его по собственному пути.

И все, что он встречает на этом пути, становится его холстами. Их населяют трогательные персонажи, доброжелательные «Соседи» (2002), которые пируют с вселенским размахом –«Турукия» и спешат к своим любимым – «На пути к свиданию», обходительно беседуют – «Тэка и Тэнго», безуспешно, как простодушный и обаятельный «Чарли-мечтатель» (все - 2007),  верят и надеются на будущее. И  никогда не впадают в уныние, ибо мажор - в крови художника.

Импровизационная манера, в которой выполнено большинство произведений Церетели, создают обманчивое впечатление легкости их появления. Однако шутливое название картины -«Друзья мои, я пошел спать… 3. 30 утра» (1978) - приоткрывает скрывающееся за ним творческое напряжение. Сама живопись рассказывает о своем создателе, не представляющем, как можно прожить хотя бы один день без кисти в руке.

Входя в мастерскую Церетели, мы попадаем в царство свободы. Здесь, не связанный идеологическими, градостроительными, культурологическими обязательствами, неизбежными в монументальной скульптуре, он просто пишет. И поверх жанровых, тематических, сюжетных барьеров начинает проступать то, что, ускользая от слов и научных определений, влечет художника к мольберту - вольный творческий дух, сознающий ценность всего живого.



Все новости музеев   Мастерская Зураба Церетели

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100