музеи | новости музеев |

Семейный дар

13:18:04, 03 февраля 2010

4 февраля в залах Строгановского дворца Русского музея открывается выставка скульптуры двух замечательных мастеров пластического искусства Ленинграда – Петербурга Ии  Андреевны Венковой и Николая Сергеевича Кочукова.  Это первая выставка в Русском музее. В экспозицию вошли 23 произведения из собрания музея и подаренные Николаем Кочуковым и его дочерью Екатериной Кочуковой. Работы  охватывают большой период  пластики советского времени, начиная с 1950-х годов до последних лет жизни  художника.

Произведения Кочукова и Венковой – визитная карточка поколения, ощущавшего свою причастность к сильному, великому и крепкому государству.  Художники известны как авторы парковой скульптуры в Александровском саду у станции метро Горьковская (И.Венкова - композиция «Мать и сын»,   Н.Кочуков - композиция «Молодость»).

Будущие художники познакомились в стенах Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Они учились у опытного педагога В.А. Синайского, который  прививал студентам  вдумчивое, серьезное, творческое  отношение к искусству, повторяя свою основную заповедь: «Чтобы стать художником, нужна вся жизнь». Так и произошло: вся  жизнь И.Венковой и Н.Кочукова была посвящена любимому делу  - ваянию, долгому постижению мастерства. Но кроме мастерства художнику необходим  жизненный опыт. У тех, кто родился в 1920-е годы, к зрелым годам  его оказалось достаточно. Ия Андреевна вернулась в стены Института в 1945 году, когда за ее плечами была  страшная зима блокадного Ленинграда 1941-1942 года, жизнь в эвакуации, работа в колхозе. Николай Кочуков  продолжил учебу в Институте в 1945 году, будучи гвардии старшим сержантом, прошедшим Сталинградскую битву и бои за  освобождение стран восточной Европы.  Это помогло сформироваться особому дару художников, смотрящих на жизнь с оптимизмом, верой в высокое назначение  человека, с гордостью за свою страну, ее  историю, за свой народ.

Творчество Ии Венковой - это мир, увиденный глазами женщины. Что бы она ни делала, на всем лежит след женской  любви и нежности: ранние фигурки,  выполненные в фарфоре, портреты современников, фигуры, композиции, парковая скульптура. Материнство – вечная тема в искусстве – стала главной для нее.  Вторая  большая тема в творчестве Венковой – балет -   сопряжена с ее размышлениями о женщине-художнице, её жертвенной любви к искусству. Венкова свободно работала во всех материалах, но особой любовью художницы была скульптура в шамоте, который придавал ее образам еще большую  теплоту.

Талант Николая Кочукова проявился в его любимом жанре -  скульптурном портрете. Его портреты отличаются  глубоким  вниманием  к человеку, в котором он видел целый мир. Его вдохновляли военные подвиги, трудовые, спортивные достижения советских людей.  В созданных  образах художник утверждал идеалы добра и патриотизма, привнося в них  ноту героической  приподнятости, устремленности к  идеалу. В последние годы  скульптор выполнил  ряд портретов в  белом мраморе   («Портрет студентки»2001, «Портрет студента» 2002). Они были неожиданны и  значительно отличаются от  того, что скульптор делал раньше. Их пластика тяготеет к классике, образы не имеет  такой  тесной связи со временем. В них проявилась внутренняя свобода, тот духовный опыт и мастерство, к которому художник идет всю жизнь.



Все новости музеев   Семейный дар

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100