музеи | новости музеев |

Монографическая выставка Марии Львовны Диллон

11:29:46, 19 марта 2010

18 марта в Михайловском (Инженерном) замке открывается монографическая выставка Марии Львовны Диллон, творчество которой пользовалось признанием современников.

Однако позже ее имя было почти забыто и упоминалось, главным образом, в связи с надгробными памятниками В.Ф.Комиссаржевской и А.С.Аренского, находящимися ныне в Некрополе мастеров искусств. Выставка в Русском музее объединила малоизвестные произведения скульптора из фондов Русского музея, Музея городской скульптуры, Третьяковской галереи, Литературного музея Пушкинского дома и Горного музея Санкт-петербургского государственного Горного института. Некоторые ее скульптуры только сейчас, при сопоставлении с выставочными каталогами, откликами в прессе обрели авторские названия. На экспозиции представлено 35 произведений скульптуры, а также рисунки, медали и старые фотографии станковых и монументальных работ, многие из которых утрачены.

Мария (Мина) Диллон родилась 15 (27) октября 1858 года в Поневежском уезде Ковенской губернии. Лепкой увлеклась еще в детстве, рассказывая позднее, что за эту любовь к искусству ей „ах, как попадало по рукам!“. Она лепила фигурки из черного хлеба, изводила его множество, а это не одобрялось родителями, не предвидевшими ее будущего успеха в скульптуре. В Императорскую Академию художеств М. Л. Диллон поступила „вольнослушающей“ в 1878 году. Занималась прилежно и успешно, о чем свидетельствуют серебряные медали и разного рода премии, полученные в академический период. Достойным финалом ученического периода стала малая золотая медаль и звание классного художника 2-й степени, полученные в 1888 году за программную статую „Андромеда, прикованная к скале“, которая была выставлена в следующем году и приобретена для академического музея.  Ее судьба неизвестна, в собрании ГРМ находится лишь небольшой подписной эскиз. Во второй половине 1880-х годов Диллон постоянно участвует в академических выставках, показывая либо исполненные с натуры портреты, либо статуэтки и бюсты жанрового плана с весьма характерным „набором“ сюжетов: „Девочка после купания“, „Вакханка“ (обе - 1886), „Головка цыганки“, „Головка девочки“ (обе — 1887), „Бабочки“ (1888).

Говоря о работах начала 1890-х годов, нельзя не выделить два произведения, отразивших вечное для искусства скульптуры преклонение перед обнаженным женским телом. В 1891 году на академической выставке появилась статуя Диллон „Нега“, в 1894 —„Невольница“. В собрании Русского музея они представлены в гипсе, окрашенном под бронзу. Одной из наиболее популярных работ Диллон стала статуя пушкинской Татьяны – ее печатали на открытках, воспроизводили в периодике и в изданиях сочинений поэта. Показанная впервые на академической выставке 1896 года, она была единственным произведением скульптора, представленным в том же году на Международной художественной выставке в Берлине. К сожалению, судьба статуи до сих пор остается невыясненной. 

Прекрасно сохранились самые масштабные декоративные произведения Диллон, выполненные в каррарском мраморе. В 1897 году началась работа над огромным надкаминным горельефом для Белого зала вновь отстраиваемого особняка на Сергиевской улице (ныне — ул. Чайковского, 28). Его хозяйка, В. П. Кельх, урожденная Базанова, происходила из семьи богатейших сибирских золотопромышленников. Именно „по заказу г-жи Кельх“, как писала Диллон в своей „Автобиографии“, делался «камин в 7 аршин высоты, композиция которого состоит из девяти фигур и представляет „Пробуждение Весны“», а также три декоративные статуи „Утро“, „Полдень“ и „Вечер“, включенные в убранство парадной лестницы. Вскоре Диллон получила ряд заказов на модели для каслинского чугунного литья, которое переживало в то время подлинный расцвет. Eе работы имели непосредственное отношение к знаменитому чугунному павильону, выставленному Кыштымским горным округом на Всемирной выставке в Париже, где он был удостоен Grand-Prix (1900).

Активно работая в 1900–1910-е годы в области мемориальной скульптуры, скульптор внесла свой вклад в развивающуюся традицию создания полнофигурного надгробного памятника. Убедительность портретной характеристики, эмоциональное звучание образа, отражающее „линию судьбы“ героя, – эти особенности выполненных ею композиций принесли Диллон широкую, поистине всероссийскую известность. Надгробие В. Ф. Комиссаржевской неизменно привлекало внимание историков искусства и рассматривалось как одно из значительных произведений эпохи модерна.

Безусловное признание получил особый род творческой деятельности Диллон — создание эскизов для медалей. Вместе с Ф. Ф. Бухгольцем она была удостоена первой премии в конкурсе проектов медали к 200-летию Петербурга. В том же 1903 году скульптор вылепила увеличенную модель лицевой стороны медали, предназначенной для возложения на гробницу Петра I в Петропавловском соборе. За ними последовали реверс медали в память 50-летия государственной службы директора Эрмитажа И. А. Всеволожского, реверсы и аверсы медалей к 100-летию основания Института инженеров путей сообщения и в память 100-летия Царскосельского лицея. Штемпели для них обычно делали более опытные в медальерном искусстве мастера А. Ф. Васютинский и А. А. Грилихес.

Во второй половине 1900-х годов, остро чувствуя перемены в художественных пристрастиях зрителя, Диллон постепенно начинает отходить от модерна, и «причисляет себя скорее к реалисткам в искусстве“. Подтверждение этому  —  созданная в 1905 году двухфигурная композиция „На Дальнем Востоке“ или „Письмо с родины”, изображающая сестру милосердия, которая читает письмо раненому солдату. Эта работа на конкурсе Общества поощрения художеств получила премию имени принцессы Е. М. Ольденбургской, распространилась в публике во множестве снимков на открытых письмах, в иллюстрациях и фотографиях. В русле реалистического направления были исполнены также некоторые другие станковые произведения Диллон. Например, раскрашенная терракота „Армянка“ (1916), выставлявшаяся и как „Беженка из Армении“. Своеобразием были отмечены композиции, изображающие Л.Н.Толстого, который рассказывает своим внукам сказку об огурце или художников К.Я.Крыжицкого и Я.Ф.Ционглинского, беседующих об искусстве (1911). В послереволюционный период Диллон работала не столь активно. Она участвовала в нескольких выставках, показывая преимущественно свои старые вещи и отбирая то, что не противоречило основной  направленности этих экспозиций.
В  работах  Диллон нашло отражение многообразие существовавших в искусстве того времени художественных тенденций. Ее творчество то сближалось с салонным искусством позднего академизма, то следовало традициям реализма XIX века или являлось образцами «чистого» модерна.



Все новости музеев   Монографическая выставка Марии Львовны Диллон

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100