музеи | новости музеев |

Реставрация Мраморного зала

12:44:45, 21 мая 2010

21 мая в Мраморном дворце состоится торжественное открытие Мраморного зала после реставрации.

Сегодня посетители Мраморного зала смогут увидеть воссозданные и отреставрированные части декора, которые украшали его в ХVIII и XIX веках. Среди    них - цветной паркет, восстановленный по сохранившейся фиксационной акварели 1830-х годов, и две бронзовых люстры с хрустальным убором на 138 светоточек. Изготовлены и установлены на западной и восточной стенах утраченные мраморные камины с надкаминными зеркалами. Выполнена реставрация двух дверей, инкрустированных ценными породами дерева и украшенных золоченными бронзовыми накладками. На основании иконографических материалов изготовлены десять кронштейнов для подвески малых бронзовых люстр и мебельный гарнитур. На основании описания изготовлены бронзовые позолоченные карнизы. По специально разработанной методике отреставрирован натуральный мрамор на стенах и откосах окон и дверей, а также искусственный мрамор второго яруса зала. Проведена реставрация золоченой лепки с установкой монограмм и декоративных филенок на западной стене зала. Художниками-реставраторами К.К. и Л.Г.Коваленко отреставрирован живописный плафон «Свадьба Купидона и Психеи».

Краткая историческая справка по Мраморному залу

Мраморный зал – один из красивейших интерьеров Петербурга. Его архитектурное решение и декор были созданы в конце XVIII века по художественному замыслу архитектора Антонио Ринальди, который также является и архитектором всего Мраморного дворца, возведенного по заказу императрицы Екатерины II. Мраморный зал поражал современников своей роскошью, красотой скульптурного и живописного убранства. Кроме того, из всех залов дворца именно Мраморный в наибольшей степени сохранил до наших дней все особенности своей уникальной первоначальной отделки.

Зал был отделан в стиле позднего рококо с элементами ренессанса. Он представлял собой художественно целостное помещение, архитектурная композиция которого составляла стилистическое единство с фасадной архитектурной композицией всего дворца. Изначально зал был односветным. Перекрытие зала украшал большой живописный плафон «Свадьба Купидона и Психеи» работы С.Торелли. В отделке стен использован уральский, карельский, греческий, итальянский мрамор и прибайкальский лазурит. Стены Мраморного зала облицованы серым с темно-синими прожилками мрамором и расчленены парными пилястрами коринфского ордера. Пилястры поставлены на пьедесталы из мрамора разных цветов – серого, коричневого, серо-зеленого. Мраморный зал с его скульптурным убранством является подлинным шедевром мировой архитектуры. В то время как европейская архитектурная традиция XVIII века активно вводила натуральный камень  в отделку интерьеров, в России в этот период  даже в императорских дворцах имелись лишь единичные примеры подобного декора.

Мраморная отделка была дополнена полами из цветного дерева, бронзовыми золочеными рамами. Скульптурное убранство во многом определяет художественное звучание и связано с архитектурным решением. Это - круглые барельефы, которые размещены по периметру в арках, над пилястрами первого яруса, на тему «Жертвоприношение», выполненные Ф.Шубиным и его помощниками; барельефы работы М.И.Козловского – «Возвращение Регула в Карфаген» и «Регул избавляет Рим» (в средних простенках западной стены).

К середине XIX века интерьеры дворца обветшали и требовали капитального ремонта. В связи с этим,  в начале 40-х годов Николай I  поручил архитектору Александру Брюллову реконструкцию дворца. В 1849 году, к свадьбе нового хозяина дворца -  великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, работы в основном были завершены. В облике Мраморного зала произошли существенные изменения, отчасти исказившие первоначальный замысел А.Ринальди. По проекту Брюллова междуэтажное перекрытие (между 2-м и 3-м этажами) было разобрано, и зал стал двусветным. Живописный плафон был поднят на высоту 3-го этажа, и появились бронзовые с хрусталем люстры. Для отделки вновь созданного второго яруса архитектор использовал приемы рококо, характерные для стиля А.Ринальди. Оформление интерьера на втором ярусе дополнилось искусственным мрамором разного цвета (серого, зеленого, розового). Были внесены изменения и в оформление нижнего яруса зала, где красный камин и фиолетовую фаянсовую печь заменили двумя мраморными каминами с надкаминными зеркалами в резных вызолоченных рамах.  Паркетный пол архитектор решил оставить прежним, выполненным по проекту А.Ринальди.

В 1937 году по проекту архитекторов Н.Е.Лансере и Д.А.Васильева здание дворца было перестроено под экспозицию филиала Центрального музея В.И.Ленина. В результате реконструкции были утрачены два мраморных камина работы итальянского скульптора П.Катоцци, цветной паркет заменен обычным, малые бронзовые люстры с хрустальным убором были переданы Аничкову дворцу, исчезло мебельное убранство зала.

В январе 1992 года Мраморный дворец был передан Государственному Русскому музею. Тогда же и началось планомерное изучение и научная реставрация уникального памятника. Все работы в Мраморном зале, начавшиеся в 2007 году, проходили под постоянным надзором начальников отделов КГИОП С.А.Симкиной, Т.Л.Лебедевой и реставраторов Государственного Русского музея Е.С.Солдатенкова и И.Н.Корняковой.  Теперь посетители смогут вновь насладиться великолепием интерьера Мраморного зала.



Все новости музеев   Реставрация Мраморного зала

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100