музеи | новости музеев |

"Блуждающие множества" в Новом музее

17:48:10, 24 сентября 2010

15 октября в Новом музее открывается персональная выставка одной из ключевых фигур современного искусства Ленинграда – Евгения Михнова-Войтенко (1932 – 1988) БЛУЖДАЮЩИЕ МНОЖЕСТВА.

В экспозиции будет представлено около 100  работ всех периодов из собрания Нового музея, Государственного Русского музея, Музея актуального искусства art4.ru, собрания семьи художника и частных собраний России. Многие работы выставляются впервые. Преимущество отдано ранней живописи и графике (второй половины 50 – начала 60-х годов), значение которой выходит далеко за пределы локального, городского контекста истории искусства. Работы Михнова конца 1950-х годов претендуют на то, чтобы быть названными в числе наиболее важных свершений русского искусства послевоенного времени, и представляют собой новое слово даже в европейском и мировом масштабе.

Михнов-Войтенко, несмотря на избранное им положение творца-одиночки – ярчайшая фигура новой ленинградской культуры, человек разносторонних талантов – от кинематографических экспериментов до поэзии, один из лидеров андеграунда. Его значение в этом качестве осознавалось уже в 70-х, когда он первым среди подпольных художников удостоился персональной выставки в ситуации тотальных запретов (ДК им. Орджоникидзе, 1977). Его становление пришлось на  годы формирования современного языка во всех культурных сферах, и Михнов сам стал одним из его создателей в изобразительном искусстве. Он учился в 1954 – 1958 годах у знаменитого своим либерализмом педагога Н.Акимова, воспитавшего целую плеяду художников, которые в дальнейшем определили облики современного русского искусства – Олега Целкова, Михаила Кулакова, Юрия Дышленко, Игоря Захарова-Росса.

С самого начала творчество Михнова-Войтенко отличали радикальность языка и бескомпромиссность поисков. Привычно относить его к абстракционизму. Однако сам художник называл свое искусство не абстракцией, а «конкрецией», а порой и «реализмом», подчеркивая его непосредственную материальную основу и связь с не поддающимися вербализации системами и практиками – такими, как математика, музыка, медитация. Еще до наступления 60-х годов художник испытал свои силы во множестве стилистик, работая с разными материалами. Он экспериментировал с огнем и водой, за считанные минуты создавал нитроэмалевые панно, разливая краску по лежащей поверхности. Спонтанность сочеталась в его искусстве с рациональной логикой построения, результатом чего явилась его вершинная серия «Тюбики», включавшая как множество небольших работ, так и монументальные трехметровые полотна. В них неожиданно соединились языковые поиски, естественность выражения и даже своеобразное предвосхищение эстетики граффити.

Михнов-Войтенко оставил и богатое теоретическое наследие, состоявшее в основном из набросков и дневниковых записей. Из него становится очевидно, насколько для него была важной  интуитивная, чувственная основа творчества и непрестанная работа над поиском новых форм. Фрагменты текстов художника включены в монографическое издание, выход которого приурочен к открытию выставки. В него также вошли тексты искусствоведов и воспоминания художников о Михнове-Войтенко. Производимая с учетом опыта нескольких персональных музейных выставок Михнова (в Русском музее, в Музее Зиммерли в США), данная экспозиция ставит целью переопределение места Михнова-Войтенко в русском искусстве ХХ века и его воздействия на художественную культуру сегодняшнего дня. 



Все новости музеев   "Блуждающие множества" в Новом музее

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100