музеи | новости музеев |

Иначе никогда не было...

12:12:13, 19 октября 2010

Иначе никогда не было...

Антон Гинзбург
Иначе никогда не было
Невский 8
15.10 - 15.11.2010 / открытие 14.10.2010 19:00

К художнику Антону Гинзбургу как нельзя лучше подходит модное английское слово emerging (восходящий). Он выставлялся в Музее современного искусства в Сан-Франциско, Национальном музее дизайна Купера-Хьюитта (Cooper-Hewitt, National Design Museum), галерее Уайт Коламз (White Columns, NY) и на первой, второй и третьей московских Биеннале. Его работы находятся в постоянной экспозиции Музея современного искусства в Сан-Франциско (SF MoMA), московского Музея современного искусства и в частных коллекциях.

Новая выставка «Иначе никогда не было» – это не совсем инсталляция. Это четыре взаимосвязанных работы, пространственно выстроенные согласно авторскому нарративу. Это одна концептуальная работа, причем высказывание начинается уже с названия. «Иначе никогда не было» обозначают стоп-кадр, остановленный момент, даже, видимо, утопическое безвременье,  то, где кончается история. Останавливая время, художник оставляет элементы движения вне его, в частности, в скульптуре всадника без головы. Это движение, как и многое представленное на выставке – обманка. По сути, это две скульптуры, обозначающие себя (загорающиеся и потухающие) в разделенные временные отрезки, включенные в простейшую зацикленную анимацию. Таким образом, это обратный путь от видео к первоисточнику движущегося образа – хронофотографии (или фотографическому динамизму), набору кадров, представляющих собой фазы движения объекта съемки.

Начинается повествование еще со входа. Неоновая вывеска над входной дверью со стороны улицы – первое, что посетитель видит на выставке. Это знаменитая карикатура Бенджамина Франклина, впервые опубликованная в  «Газете Пенсильвании» 9 мая 1754 года. Это самая ранняя в истории графическая репрезентация колониального союза, нарисованная британским колонизатором. Вместо «Присоединяйся или умри» в работе Гинзбурга появляется игривый слэш, и зрителю дается выбор: «Присоединяйся или/и умри». И, конечно, сама собой напрашивается ассоциация с надписью на вратах Дантевского Ада. Пожалуй, и правда, многим стоит оставить надежду, входя в пространство высказывания современного художника.

Внутри зритель, подготовленный работой на входе, попадает в измененное пространство, сотканное лазерными лучами, много раз отраженными от металлических зеркальных поверхностей. Это сильно уменьшенная копия пути луча по основной версальской галерее. То, что не видели и о чем не догадывались жители Версаля, предъявлено зрителю как дематериализация объектного мира искусства, современное воспоминание о высоких стилях вместо них самих, отблески и структуры идеального, того что остается в памяти от рассказов, конкурирующих с всегда разочаровывающей реальностью. И слева по ходу этого довольно неудобного, даже опасного (памятуя о героях голливудских фильмов и лазерных сигнализациях) движения зрителя к неоновой анимированной скульптуре всадника помещен еще один важный объект – буквальный символ «Великой цепи бытия (Scala Naturae)». Это средневековая иерархическая модель божественного мироустройства, обоснованная в работах неоплатоников и отцов церкви. Она структурировала снисхождение святого духа от Бога к человеку через сонм небесных существ и далее от человека через животных, птиц, рыб и растения к неодушевленным объектам. В этой всеобъемлющей теории было заложено оправдание и социальному неравенству феодального строя, то есть, «божественное» разделение общества на три сословия. В современности – бедняки, средний класс и класс большого капитала. Рассматривая современное состояние этого тренда актуального искусства как некую секту, храм для посвященных, которое пришло к тому же, от чего стремилось убежать полвека назад, он показывает, что на самом деле, так было всегда, и выход из лживой непознаваемости, элитарности, пространства метафизической игры найти очень сложно.

Просто Иначе никогда не было.



Все новости музеев   Иначе никогда не было...

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100