музеи | новости музеев |

Выставка литографии Анатолия Каплана ко Дню снятия блокады Ленинграда

12:53:12, 21 января 2013

Приглашаем Вас на открытие выставки литографии Анатолия Каплана «Ленинград», посвященной 110-летию со дня рождения художника и приуроченной ко Дню снятия блокады Ленинграда.

23 января – 3 марта 2013 года.

Вернисаж состоится 23 января 2013 года в 17.00 в Новом выставочном зале

На протяжении почти двадцати лет День снятия блокады Ленинграда (27 января) отмечается в календаре государственных праздников как День воинской славы. Это – победа, сыгравшая «решающую роль в истории России, в которой российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков».

В честь знаменательной даты в Музее городской скульптуры открывается выставка литографий выдающегося графика XX века Анатолия Львовича Каплана (1903-1980) «Ленинград». Выставка объединяет работы художника, выполненные в 1944-1956 гг., посвященные нашему городу. Мы встречаем А.Л. Каплана уже зрелым и более свободным мастером, применившим весь свой опыт в литографском искусстве к новой теме.

А.Л. Каплан всегда рассматривался как художник ленинградской графической школы. Всю сознательную жизнь он провел в Ленинграде, – и это видно в его творчестве. «Рукой художника руководило чувство гражданина, страдавшего за наш город, любящего свою прекрасную, великую Родину Потому эти ленинградские литографии убедительны и цельны по замыслу» (В. Конашевич).

Представленная на выставке серия графических листов чрезвычайно сдержанна по краскам – автор делает их большей частью однотонными, черно-белыми. В Ленинграде литография была одной из самых любимых техник, но многокрасочность тут не нужна – она противопоказана тому содержанию, какое заключено в эстампах.

Блокадные циклы литографий «Ленинград в дни блокады» и «Ленинград после блокады» (1944-1956) созданы А.Л. Капланом по личным впечатлениям. В самые тяжелые первые месяцы войны до весны 1942 года Каплан жил и работал в осажденном Ленинграде. Вернувшись из эвакуации с Урала в 1944 г. он сразу обратился в своем творчестве к изображению любимого, израненного Ленинграда, города, постепенно переходящего к мирной повседневной жизни: «Восстановление дома», «Ремонт троллейбусных проводов», «Ремонт здания Конюшен», «Варят асфальт», «Памятник Николаю I на Исаакиевской площади». Художник называет свои произведения нарочито просто  и буднично, подчеркивая  тем самым необходимость каждодневной работы по восстановлению города, его  памятников, зданий, улиц, набережных.

«Отсутствие оригинальности в сюжетах не лишили оригинальности саму серию «Ленинград». Правда, особливость этих листов как единого целого ощущается, наверное, сегодня острее, чем в конце сороковых, в пору, когда естественное и благородное воодушевление еще объединяло людей, несмотря на наступающее лихолетье. Ныне же, нетрудно увидеть, как далека каплановская печальная сказка о Ленинграде от официальных патриотических картинок» (М.Герман).

Облик города, который на протяжении своей истории неисчислимое множество раз был предметом изображения в искусстве, художник сумел увидеть по своему, свежим взглядом, сумел открыть в нем иные, сравнительно с предшественниками, никем ранее не замеченные черты. «У Каплана свой Ленинград – не совсем обычный и  не каждому знакомый. Но – очень человечный» (Б. Сурис).

На выставке будут представлены 70 графических листов из частной коллекции Исаака и Людмилы Кушнир (Санкт-Петербург), а также литографии из фондов Государственного музея городской скульптуры.



Все новости музеев   Выставка литографии Анатолия Каплана ко Дню снятия блокады Ленинграда

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100