музеи | новости музеев |

Студенты в музее

16:59:41, 30 октября 2013

В Государственном Русском музее второй год успешно работает программа, призванная популяризировать художественные музеи среди учащихся петербургских вузов. О том, как родилась эта программа, какова ее цель, кому она адресована и чем она может быть интересна другим художественным музеям Петербурга и России рассказывает один из авторов программы ведущий научный сотрудник отдела социально-психологических исследований Русского музея, кандидат философских наук Марина Потапова.

- Марина Васильевна, как родилась идея вашей программы?

- Сектор социально-психологических исследований Русского музея, где я работаю, традиционно занимался проведением опросов публики на выставках и основной экспозиции. Опросы были всегда ориентированы на выяснение проблем скорее теоретических, нежели прикладных. Однако в современных условиях художественный музей нуждается в социологической службе для решении сугубо практических задач и, в частности, увеличения посещаемости Мы стали активнее изучать молодежную аудиторию, прежде всего студенческую. Выяснилось, что у большинства петербургских студентов сложился образ традиционного художественного музея как весьма значимого и нужного, но довольно скучного учреждения: конечно, история, культурные ценности - всё это крайне важно, но не отвечает ритмам актуальной жизни. Оказалось, что многие студенты, которые так или иначе интересуются искусством, охотнее ходят в галереи, на выставки современных художников, чем в традиционные музеи. При этом Эрмитаж посещают чаще, Русский музей реже. Печально было читать в анкетах студентов, участвовавших в наших опросах: «В школе у нас была экскурсия в Русский музей, больше не хотим». Поэтому чтобы привлечь в музей студентов, нужны новые нетрадиционные формы общения с этой аудиторией, которые были бы ей интересны. Не лекции, не экскурсии, но что-то действительно новое. Мы вспомнили о программе по эстетическому развитию для школьников «Стратегии визуального мышления» (Visual Thinking Strategies), по которой мы в 1990-х годах работали с нашими зарубежными коллегами. Суть ее заключается в том, что учитель организует обсуждение художественного произведения в группе школьников таким образом, что дети обмениваются друг с другом своими наблюдениями и впечатлениями и дискуссия происходит в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями, у каждого ребенка возникает желание высказаться и пробуждается живой интерес к произведению. Мы решили адаптировать эту методику к взрослой аудитории и провели пробные экспериментальные занятия весной 2012 года со студентами трех вузов (Университет информационных технологий, механики и оптики, Университет водных коммуникаций и Технологический университет растительных полимеров). Эксперимент оказался весьма удачным и теперь мы стараемся развивать работу со студенческой аудиторией в Русском музее по этой программе.

- А почему именно эти вузы?

- Можно было идти официальным путем, через руководство Русского музея – а можно через личные контакты. Мы решили, что в соответствии с отечественной спецификой лучше использовать личные связи для проведения пробных, экспериментальных занятий. Мы обратились к нашим коллегам, преподающим в этих вузах на кафедрах культурологи, ведь в рамках курса культурологии студентов знакомят проблемами художественной культуры и искусства Мы предложили провести одно занятие в музее - бесплатное, как часть общего курса культурологии. И тут уже наша задача состояла в том, чтобы привлечь, заинтересовать студентов, чтобы им не хотелось уходить, более того - захотелось бы придти в музей снова. И это удалось, методика оказалась эффективной. Студенты и преподаватели, которых мы также пригласили на занятия, были довольны и захотели продолжить такую работу в музее. С осени 2012 года к нашей программе подключились и другие вузы.

- Почему именно студенты стали вашей аудиторией?

- Мы давно занимаемся социологическими опросами и хорошо знаем, что посетители художественных музеев – как правило, люди с высшим образованием, сегодняшние студенты - наши завтрашние посетители. Мы, таким образом, увеличиваем поток посетителей музея в перспективе. Преподаватели культурологии видят ценность наших занятий в другом: их студенты формируют и высказывают своё мнение по вопросам искусства, учатся мыслить, после наших занятий проявляется интерес к искусству , возникает желание посетить выставки.
Преподаватели в своих отзывах пишут, что такая форма работы способствует приобщению молодежи к русскому искусству, русской культуре. Ведь существует определенная проблема, к решению которой нас – преподавателей, музейных работников – призывают на официальном уровне, хотя пока только в виде лозунгов: проблема воспитания молодого поколения российской интеллигенции в традициях национальной культуры. Один из способов такого воспитания и является предложенная нами программа занятий со студентами в Русском музее.
На наших занятиях ребята не соприкасаются с историей – благодаря произведениям искусства, в которых они открывают свои собственные смыслы, так или иначе их переживают, что-то чувствуют, отстаивают свою точку зрения, говорят: это плохо, это хорошо, спрашивают: а почему это было так? То есть они эмоционально и исподволь, включаются, если угодно, в отечественную историю.

- Как проходит обычно ваше занятие?

- Занятие проходит в форме свободной дискуссии. В группе должно быть от 8 до 15 человек, для проведения полноценной дискуссии, в которой каждый участник может высказываться, такое количество людей оптимально. Мы рассматриваем два, три или четыре произведения, не больше, в течении часа. Мы сразу же даем установку студентам: вы сейчас будете просто рассматривать произведения и просто обмениваться своими впечатлениями. Наша роль как ведущих состоит лишь в том, чтобы эту дискуссию организовать и поддерживать. Мы не даем никакой информации, никакое высказывание не оцениваем. Конечно, такое занятие ребятам непривычно: это не семинар, не лекция, не экскурсия. Вначале кто-то смущается, кто-то смеется, некоторые бывают довольно циничны. Но потом это проходит, ребята включаются, увлекаются, возникает интерес, часто останавливаются мимо проходящие посетители и присоединяются к дискуссии, поскольку свободная атмосфера обсуждения в музейных залах оказывается довольно заразительна. Смотрители тоже подходят – им интересно: услышать самые разные мнения зрителей.

- Каким образом вы выбираете произведение для обсуждения?

- Предпочтительнее выбирать такие работы, восприятие которых не может быть однозначным. Должна быть какая-то интрига, загадка. В этом смысле очень подходит авангард. С другой стороны, выбор произведений зависит от уровня развития студентов, в некоторых группах интересно проходит обсуждение известных произведений традиционного реалистического искусства К. Брюллова, А. Иванова, т. е. сюжетных, «понятных». В более восприимчивой аудитории активную дискуссию вызывают работы Филонова. Обычно всем студентам интересно обсуждать произведения Кустодиева, Альтмана. Неизменно вызывает живой отклик Малевич. Кому-то он нравится, кому-то – нет, но всегда это очень интересно и часто возникают споры относительно того, что такое искуство. Авангард и вообще современное искусство – это всегда противоречивые оценки; такова особенность их восприятия публикой.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь при осуществлении вашей программы?

- Сейчас наша главная проблема – нехватка сотрудников. Одному человеку довольно тяжело проводить больше двух подобных занятий в день. В этом наше отличие от, допустим, гидов. У экскурсовода тоже бывает эмоциональная усталость от работы, но текст экскурсии ты можешь просто проговорить, группа тебя слушает, всё вроде в порядке. В нашем случае, если у ведущего такую дискуссию нет интереса, нет искреннего желания общаться с людьми, заинтересовать их, вызвать какой-то отклик, - ничего не получится.

- Вы пользуетесь какими-то манипулятивными техниками, чтобы «разговорить» ваших гостей? Провоцируете их?

- Конечно, мы пользуемся отработанной методикой, определенной стратегией вопросов, которая побуждает людей говорить. Как правило, мы начинаем с самых простых вопросов. Скажем, у картины П. Филонова «Крестьянская семья» первый вопрос - «Что вы здесь видите?» В ответ молчание, а вопрос-то простой. Повторяем вопрос.

Кто-то говорит, наконец:

- Ну, люди, ну, семья.
- А что вы здесь видите такое, что заставляет вас сказать, что это семья?
- Ну как же, вот мужчина, вот женщина.
- Как вы увидели, что они - семья?
- Ну как же, у них ребенок...

И далее начинается обсуждение персонажей, их взаимоотношений — позы, лица, жесты, затем — окружающего пространства и так развивается дискуссия

Основной вопрос, который задается в ходе всего обсуждения - «Что вы здесь видите такое, что заставляет вас так говорить?» не позволяет отвлекаться от рассматривания произведения Возникающие ассоциации могут направить обсуждение на другие темы и ребята могут говорить о чём угодно, а мы их этим вопросом возвращаем к нашей картине. Ведущий должен также перефразировать ответы. Ребята часто стесняются, говорят не очень гладкими фразами, не могут подобрать нужные слова, чтобы выразить свои впечатления. Мы должны уловить смысл сказанного, повторить его – но уже своими словами – и продолжить дискуссию. Когда говоришь внятным литературным языком ребятам их же собственные мысли, они сильно вдохновляются.

- Программа предполагает одно занятие или целый цикл?

-Пока одно. Я не знаю, как дальше будет развиваться эта программа, удастся ли нам её расширить. Это всё ещё эксперимент. К тому же у каждого вуза, участвующего в программе, свои пожелания, условия, нюансы. А вообще перспективы развития у нас, мне кажется, есть. В Петербурге больше сотни вузов, около полумиллиона студентов.
Русский музей является методическим центром для музеев русского искусства в России. Мы уже показывали это занятие на семинаре с сотрудниками отечественных музеев, и многие выразили желание и готовность пройти обучение по такой программе. Конечно, хочется, чтобы наша программа развивалась, чтобы наши наработки были востребованы. Многое в данном случае зависит от руководства музея, и мы надеемся на его поддержку и помощь.

Вопросы: Сергей Князев



Все новости музеев   Студенты в музее

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100