музеи | новости музеев |

Петербург и «Тюрьмы» Пиранези в современной фотографии

13:54:49, 21 ноября 2013

Петербург и «Тюрьмы» Пиранези в современной фотографии

выставочный комплекс «Арт-галерея "NameGallery"»

В новом пространстве NAMEGALLERY 3 декабря 2013 года состоится двойное событие: презентация книги Аркадия Ипполитова «Власть и «Тюрьмы». Миф Джованни Баттиста Пиранези» и открытие выставки «Петербург и «Тюрьмы» Пиранези в современной фотографии».

События эти параллельны, а не идентичны, но как всякие параллельные линии, они совпадают в какой-то точке. В данном случае точка точно определена: это магическое слово Пиранези. Что же в нём такого особенного?

В 1831 году В.Ф. Одоевский, чудный романтический петербургский писатель, опубликовал повесть Opere del Cavaliere Giambattista Piranesi, фантастическое повествование о его встрече с давно умершим итальянским гравёром. Пиранези у Одоевского обрисован как симпатичный безумец, бредящий мегаломанией, и в последнем варианте повести встреча происходит в Неаполе. В первом же варианте Одоевский встречает Пиранези в Петербурге, и сама повесть входит в сборник новелл и эссе под названием «Русские ночи» – петербургская русскость Пиранези Одоевским как бы педалируется. Что ж, Одоевский прав: в Петербурге, куда не плюнь – всё Пиранези, ибо сам город, порождение имперского сознания, болен гигантоманией, и его разреженно отвлечённое пространство заполнено архитектурой столь умышленной, что город похож на гравированный мираж. В гравюре трудно жить, непросто жить и в Петербурге, и масштаб города – соотношение имперского размаха пространства и самоощущения отдельного человека – воспринимается так, как будто ты в гравюре Пиранези и оказался. От конфликта, обозначенного Пушкиным в «Медном всаднике» никуда не деться, конфликт этот – пиранезианский, и каждый фотограф, берущийся за Петербург, так или иначе этот конфликт переживает, осознано или нет. В общем, «в чёрном чёрном городе чёрными ночами неотложки чёрные с чёрными врачами, едут и смеются песенки поют» – песни группы «Ленинград» опять же всё о том же петербургском Пиранези и «Медном всаднике».

Самым известным произведением Пиранези являются “Тюрьмы” – ещё одна точка совпадения книги и выставки, – а тема тюрьмы – очень петербургская тема.

«Тюрьмы» и Пиранези и стало тем, от чего мы с Ольгой Корсуновой отталкивались в отборе выставки. Семнадцать талантливейших фотографов согласились участвовать в своего рода чествовании Пиранези, потому что эта выставка – своего рода hommage великого гравёра. Заодно и Петербурга, весьма непростого города, о чём нам фотографы и рассказывают. Книга и выставка для меня лично связаны очень тесно, потому что в своём романе-альбоме, как я определяю жанр Власть и
«Тюрьмы» Миф Джованни Баттиста Пиранези, для меня было важным разъяснить не только обстоятельства зарождения замысла гравюрных серий и историю их публикации, показав заодно и жизнь «Тюрем» в веках. В Пиранези мне важнее всего
то, что он не застывшая история искусств, а современен всегда, как в 1749 году, когда выпустил свой первый вариант «Тюрем», так и сейчас, в данный момент. 

Аркадий Ипполитов



Все новости музеев   Петербург и «Тюрьмы» Пиранези в современной фотографии

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100