музеи | новости музеев |

Поиграем в декаданс. Выставка коллажа Елены Случевской

16:11:54, 04 февраля 2014

Выставочный зал ЦБС Московского р-на

22 февраля - 12 марта

Стремление к игре — неотъемлемое свойство человеческой натуры и один из важнейших способов познания мира. Игра пронизывает всю нашу жизнь, от первых дней и до старости, и присутствует даже там, где мы её явно не замечаем, поскольку, как писал нидерландский философ Йохан Хёйзинга, культура рождается из игры и культура имеет характер игры.

Несомненную ноту игры имеет и художественная форма коллажа. Коллаж — особый способ высказывания художника, обретший свои силу и значимость в искусстве модернизма и авангарда (синтетический кубизм, дадаизм). Кинематографичность, кадровость мышления и всё возрастающие скорости жизни, черты ХХ в., вызвавшие к жизни коллаж, сохраняют свою актуальность и в XXI в., отсюда проистекает и «вечная молодость» этого приёма в современном искусстве.

Усложнённость новейшей картины мира и восприятие её как текста, как разветвлённой семантической системы — ещё одна причина популярности коллажа и его привлекательности для искусствоведческой интерпретации. Здесь очень важно отметить большую роль текстового начала в коллажах Елены Случевской. Оно несёт как смысловую нагрузку (цитаты, указующие основной тон прочтения визуального), так и (особенно это существенно для работ на тему «декаданса»), по сути, теряет свой «лингвистический характер» и превращается в художественный элемент (осыпающиеся «снежинками» буквы на работе «1:1»). Слова рассыпаются и собираются снова уже как составные части изображения, являясь — снова употребим это слово — предметом «игры».

Коллаж для Елены Случевской неразрывно связан с темой спектакля и игры, карточной игры, и, основные ориентиры — жизненной «игры» и музыки. Музыка — то, что, обратим внимание,играют, а также сочиняют и, одновременно, создают из элементов (нот), воплощает для художника идеальную субстанцию, наполняющую форму коллажа. Коллаж — соединение конструктивных, «строительных» черт (приклеенные детали, привнесенные в живопись в качестве дополнительных каркасных «кирпичиков») и игровых, случайных (смысловое взаимодействие этих «инородных» деталей с изобразительной поверхностью). Поэтому он по своей сути ритмичен, музыкален и с лёгкостью вмещает в себя, в данном случае, мелодику (в широком смысле) Агаты Кристи, The Beatles и Иосифа Бродского. Декаданс как театр изящной, тонко продуманной эстетики становится для Елены Случевской излюбленной сюжетной, а, возможно, и художественной, игрой, вмещающей в себя горечь и красоту человеческой жизни.

«Вернусь я туда, где кушают смерть
И черпают жизнь из хрустальных бокалов,
Где ничего невозможного нет,
Да, — это немного, но это немало».

(Глеб Самойлов, «Декаданс»).


Ольга Зиневич.



Все новости музеев   Поиграем в декаданс. Выставка коллажа Елены Случевской

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100