музеи | новости музеев |

По следам «Поп-механики»

17:25:54, 25 июня 2014

25 июня – 31 октября 2014 года
 
ЦСИ им. Сергея Курёхина
Кураторы: Виктория Илюшкина и Олеся Туркина

Выставка посвящена легендарной личности, одному из главных героев конца ХХ века, композитору и пианисту, автору музыки к кинофильмам и основателю звукозаписывающей фирмы, организатору своего Центра космических исследований, издателю и библиофилу, создателю оркестра «Популярной механики» Сергею Курёхину. 

Футуристически звучное имя «Поп-механика» появилось в 1980-х годах, революционизировав и окончательно изменив культурную жизнь Ленинграда (Санкт-Петербурга) и России в целом. Об этих концертах, окруженных фантастическими слухами, например, о возможном появлении на сцене живых тигров, или о том, что в представлении задействованы Эдита Пьеха или Ванесса Редгрейв, Борис Штоколов или Ансамбль песни и пляски Советской армии, узнавали заранее. Курëхин ходил по городу и с увлечением рассказывал о тех сюрпризах, которые предстоит увидеть на ближайшем выступлении «Поп-механики», будь то о приглашении леворадикального писателя Эдуарда Лимонова или о посвящении «Поп-механики» мистику Алистеру Кроули или о появлении обнаженной арфистки, наконец, о том, как он сам будет парить под потолком БКЗ «Октябрьский» в подлинном костюме Ихтиандра из легендарного кинофильма «Человек Амфибия».

«Поп-механика», пронизанная энергией своего создателя и завораживающей силой популярных мелодий, маршей и ритмов, мифологизировала «время перемен». Курëхин говорил, что «Поп-механика» это не группа, а способ мышления. «Поп-механика» деконструировала Большой рассказ о культуре, о музыкальной и социальной однородности, показав, как в нем одновременно существуют множество повествований о тоталитарной, популярной, маргинальной культуре. Ее принцип можно назвать структурированной свободой. Курëхин импровизировал на сцене, манипулируя готовыми музыкальными формами. «Поп-механика», по словам ее создателя, на протяжении почти пятнадцати лет эволюционировала, от метода коллажа к монтажу. Эта эволюция сближает Сергея Курëхина с Джоном Кейджем, еще одним революционером ХХ века, перевернувшем представление о музыке, философии и искусстве, с которым Курëхин сделал в Ленинграде перформанс «Водная симфония» (1988) и которому посвятил одно из своих последних сочинений.

Атмосфера «Поп-механика» во многом определялась и тем, что она неразрывно была связана с искусством. Как во времена футуристической оперы «Победа над Солнцем» (1913) разрывали на сцене коллективно расписанный ими занавес «Новые художники», шествовал с огромным надувным драконом на плечах основатель группы Тимур Новиков, поедал цветы и принявший титул Председателя Земного шара Сергей Бугаев Африка, ползали по-пластунски вслед за отцом основателем движения Евгением Юфитом некрореалисты, декламировал свои песни, облеченный в военно-морскую форму Юрий Циркуль, исполняли соло на Утюгоне Иван Сотников и Олег Котельников... Облик «Поп-механики» менялся со временем от черного юмора дадаистких перформансов до постидеологических представлений, от футуристических костюмов Сергея Чернова, вдохновленных промышленной свалкой, до героев античных мифов, разыгранных художниками неоакадемистами. 
  
Выставка «По следам «Поп-механики» не просто представляет редкие архивные материалы, фрагменты декораций, костюмы и фотографии, тщательно собранные из частных архивов и коллекций, таких как коллекция Анастасии Курёхиной или архив Тимура Новикова, например, но и воссоздает сам дух «Поп-механики», с ее спонтанной непредсказуемостью, тотальностью подхода к картине мира и ее карнавальным переворачиванием.

Выставка проходит в пространстве 2 этажа.
Центр современного искусства имени Сергея Курёхина
Средний пр. ВО, 93



Все новости музеев   По следам «Поп-механики»

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100